Укажите электронную почту, на которую зарегистрирован аккаунт. На эту почту мы вышлем ссылку для восстановление пароля.
Художник, родившийся, по его собственным словам, «между небом и землей» и живший словно между вымыслом и реальностью, создавал на своих полотнах некий организованный хаос. Его персонажи врезаются в память и не дают спутать себя ни с чем.
Картины Шагала — это водоворот из летающих людей и коров в неестественных позах, петух размером с Эйфелеву башню, образы на грани сна и фантазии и полное отсутствие пропорций и светотеней.
Все эти образы воочию можно увидеть до 8 марта 2020 года на выставке «Шагал: между небом и землей», открывшейся в музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим». В экспозиции представлено почти две с половиной сотни произведений художника из музеев и частных коллекций трех стран — России, Франции и Белоруссии.
А пока давайте вспомним, как сформировалось художественное мировоззрение Шагала и попытаемся понять, что же вдохновляло его на создание таких нетривиальных работ?
Шагал родился в 1887 году в Витебске в бедной еврейской семье, первым из девяти детей. Отец был грузчиком на рыбном складе, мать держала мелочную лавку.
Марк был одаренным ребенком, с ранних лет проявлял себя в музыке и рисовании. Мать, заметив это, отвела его в школу живописи и рисунка ученика Репина Юделя Пэна. Юный Шагал настолько поразил мэтра своими смелыми экспериментами с цветом, что он стал заниматься с учеником бесплатно.
Провинциальный Витебск очень вдохновлял художника. Он писал жанровые сценки из городской жизни, деревянные дома и купола церквушек — эти образы еще долго будут появляться в творчестве художника.
В 20 лет по совету своего учителя Шагал решил переехать в Петербург. Отец юноши, кажется, не очень оценил этот шаг. И дал ему в дорогу всего 27 рублей.
«Слезы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги — отец швырнул их под стол. Ползал и подбирал», — вспоминал художник в своей книге.
Родитель предусмотрительно предупредил своего отпрыска, что больше у него денег нет и что в дальнейшем никакой поддержки он оказывать ему не сможет.
В Петербурге у Марка не было не только денег, но и жилья и разрешения на проживание. Но когда это останавливало кого-то из творческих натур? Одержимый желанием воплощать свои фантазии на холстах, он записывается в частную художественную школу Е. Н. Званцевой, где преподавал Лев Бакст.
Именно в это время начинает формироваться неповторимый стиль Шагала. Он пробует новые живописные приемы и техники. Художник не относил себя ни к какому направлению. Он считал, что его дело — «краски, чистота и любовь».
Позже Шагал в поисках вдохновения возвращается в Витебск и встречает там свою музу, возлюбленную и будущую жену — Беллу Розенфельд. Это была любовь с первого взгляда. Ее черты содержат почти все женские образы на картинах Шагала.
Разве может художник не связать свою жизнь со столицей мирового искусства? Когда Шагал в начале 1910-х годов приехал в Париж, он был настолько беден, а его одежда настолько потрепана, что пограничник недоверчиво посмотрел на него и спросил: «У вас есть вши?».
В столице Франции художник знакомится с работами великих мастеров: Сезана, Ренуара, Матисса, Пикассо, Модильяни и других.
«Никакая академия не дала бы мне всего того, что я почерпнул, бродя по Парижу, осматривая выставки и музеи, разглядывая витрины. И даже толкаясь на рынке, где по бедности покупал всего лишь кусок длинного огурца», — пишет Шагал.
Вскоре он переезжает в легендарный парижский «Улей» — здание, в котором жили и работали бедные иностранные художники. Эту своеобразную коммуну называли «Вавилоном нищих талантов». Шагал осваивает новые веяния — кубизм, футуризм, орфизм. Именно в это время в его творчестве появляются образы парящих в пространстве животных необычных форм, искаженные пропорции и яркие вспышки цвета.
Здесь он пишет работы «Скрипач», «Посвящение моей невесте», «Голгофа», «Вид Парижа из окна».
Шагал в своих картинах легко соединяет Париж с Витебском. Это видно, например, на его «Автопортрете с семью пальцами».
Художник по-прежнему крайне беден: он не может себе позволить покупать холсты, поэтому пишет свои работы на натянутых на подрамники кусках скатерти, простынях и ночных сорочках.
Вскоре Шагал навещает родной Витебск, женится там на своей возлюбленной Белле и мечтает снова вернуться в Париж. Но их планы рушит Первая мировая война. В этот период он творит нечасто, много времени отнимает работа в петроградском Военно-промышленном комитете. Он пишет родной Витебск, любимую Беллу и мрачные лики войны.
После революции Шагал открывает в Витебске народное художественное училище и приглашает туда ведущих художников-аванградистов: Ромма, Когана, Малевича.
В 1920-м Шагал переезжает в Москву, где работает учителем рисования в трудовой колонии для беспризорников в Малаховке.
Через два года жизнь Шагала круто меняется: в Берлине проходит его персональная выставка. О художнике узнает общественность и критики. У него появляются последователи.
Несмотря на это, Шагал тяжело переживает разрыв с родиной и постоянно ощущает духовную связь с ней. Витебск постоянно возникает на его полотнах.
После начала Второй мировой войны Шагал с семьей уезжает в США. Война совпала с еще одной трагедией — неожиданно от сепсиса умирает Белла, которая была смыслом его жизни. Долгое время он не может приступить к работе, ощущая одиночество и пустоту. Лишь спустя девять месяцев художник написал две картины в память о любимой жене: «Свадебные огни» и «Рядом с ней».
Второй раз Шагал женится только спустя 10 лет, когда вновь поселяется во Франции. Его избранницей становится Валентина Бродская. Они проживут вместе несколько десятилетий в особняке недалеко от Ниццы.
Художник, который более 60 лет провел за границей, очень переживает, что его работы популярны во всем мире, кроме России. Он возвращается на родину только в возрасте 86 лет. В Третьяковской галерее организуют выставку его работ.
Свои переживания от встречи с Россией он выражает в картине «Возвращение блудного сына».
Марк Шагал скончался на 98-м году жизни в особняке в Сен-Поль-де-Ванс. Он умер, поднимаясь на лифте по дороге из своей мастерской — будто находясь «в полете», между небом и землей.