Расписные шедевры. Экскурсия на родину гжели

Расписные шедевры. Экскурсия на родину гжели

История гжельской посуды, расписанной васильковыми цветами по белому фону, началась давно. В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ «во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая годится к аптекарским сосудам». Тогда же в Москву для аптекарского приказа было доставлено 15 возов глины и «повелено держать ту глину на аптекарские дела: и впредь тое глину изо Гжельской волости указал государь имать и возить тое же волости крестьянам, како же глина в Аптекарьский приказ надобна будет».

 

В 1770 году Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу «для алхимической посуды». До середины XVIII века местную глину использовали и для более утилитарных целей – формовали кирпич, лепили гончарные трубы, домашнюю посуду.

Фарфор: начало

Фарфор в Гжели начали делать в начале XIX века, когда крестьяне Куличковы (в ведомостях они также числятся как Куликовы) нашли у села Володино белую фаянсовую глину. Секрет выработки фарфора сохранить не получилось – чай, не Китай. Технология разошлась по близлежащим деревням, местные гончары начали открывать свои собственные заводы.

К 1871 году в 16 деревнях «гжельского куста» было 11 лавок и харчевен, 15 питейных домов – и при этом 88 производственных заведений на 10 000 человек. Крестьяне кинулись в лепку посуды, забыв про сон, отдых и злоупотребление спиртными напитками. Труд принес пользу – новый Подмосковный промысел заметили в высшем свете. Гжельские сервизы «фасона заморского самоилутчей доброты» стал заказывать Императорский двор.

Гжельский фарфор
Гжельский фарфор

Расцвет Гжели пришелся на вторую четверть XIX века. Позже почти все производство оказалось сосредоточено в руках фарфоровых магнатов Кузнецовых, бывших выходцев из здешних мест. Об этой славной старообрядческой династии мы писали в материале про дулевский фарфор.

В округе пласты глины залегают иногда непосредственно на известняке, иногда же отделяются слоем песка, достигающего нескольких сажен толщины. Глина прикрыта кремнистым конгломератом. Различают пять сортов глины; из них лучшая мыловская, или фаянсовая, почти без посторонних веществ, и затем песчанка, употребляемая для обжога фарфора и фаянса. (Сборник статистических сведений по Московской губернии)
Гжельский фарфор
Гжельский фарфор

Гжельский промысел после революции

Национализация предприятий чуть не погубила Гжель. Крестьяне отправились управлять новым советским государством, лепить кружки стало некому. Возрождение промысла началось только в 1930-е, когда в Турыгино был построен керамический завод.

До революции гжельская керамика была разноцветной. Синие узоры на белом фоне появились только после Великой Отечественной, когда художница Наталья Бессарабова разработала технику подглазурной росписи кобальтом.

Расписывают гжельские изделия, как и прежде, окисью кобальта. Краска изначально имеет черный цвет и только после обжига становится ярко-синей.
Гжельский фарфор
Гжельский фарфор

Шликер, окись и фуксин

Раньше глину мололи самыми настоящими лошадиными силами – тяжеленные жернова ворочала упряжка битюгов. Теперь ее замешивают машины. Печи для обжига тоже стали современными. Только работа художников осталась неизменной. Технология производства с годами почти не изменилась. Сперва создается эскиз будущего изделия, пластилиновая модель. По модели делают гипсовую форму, в которую льют жидкий фарфор. Крышки, ручки и прочая мелочь изготавливаются отдельно и позже приклеиваются к основному «телу». Каждый предмет тщательно зачищают специальным ножом, шлифуют и выглаживают поверхность поролоновым валиком. Наступает время жечь – первый обжиг в электропечи длится около восьми часов.

Закаленные огнем изделия фарфор красят фуксином – розовый колер позволяет определить, нет ли на чашке или фигурке сколов и трещин – и отправляют на роспись. Роспись только ручная, работа кропотливая. После нанесения узора изделие окунают в глазурь и снова отправляют на обжиг. Черно-розовая гжель до обжига выглядит довольно странно, но в печи глазурь становится прозрачной, а кобальт меняет цвет с черного на пронзительно-синий.

Этапы росписи фарфора
Этапы росписи фарфора
Сине-голубые диковинки не выглядят монохромно: настоящий мастер с помощью краски лишь одного цвета способен создать более 20 оттенков.

Как посетить Гжель и купить сувениры

Впрочем, все премудрости фарфорового производства лучше постигать на своем опыте. Для этого достаточно записаться на экскурсию и мастер-класс на одно из пяти крупнейших гжельских предприятий: четыре находятся в Гжели и одно – в соседнем Ново-Харитоново.

Уехать из Гжели без сумок и коробок с драгоценным фарфором – просто нереально. Цены на экскурсии по производству начинаются от 300 рублей с человека. Мастер-классы тоже стоят везде по-разному: все зависит от многочисленности группы, дня недели и выбора объекта для приложения своих творческих усилий. В среднем, расписать чашку или тарелку с последующим обжигом можно за сумму от 500 рублей.

Гжельский фарфор
Гжельский фарфор

Если купить, без лишних ус

ердий – фарфоровая сине-голубая мелочь стоит от 50 рублей, чашки – от 150 целковых в зависимости от категории товара. В магазинчиках, и прикрепленных к предприятиям, и примостившихся у дороги, недостатка в Гжели нет. Туриста здесь берут в оборот крепко и сноровисто: зазывают, под белы рученьки вводят в лавки, показывая товар лицом.

Как добраться: из Москвы на электричке от Казанского вокзала до станции «Гжель», либо автомобилем по Егорьевскому шоссе.