Укажите электронную почту, на которую зарегистрирован аккаунт. На эту почту мы вышлем ссылку для восстановление пароля.
Музей был основан в 1911 году текстильным фабрикантом Михаилом Бардыгиным, сыном купца первой гильдии и городского головы Никифора Бардыгина. Столько для Егорьевска, сколько Бардыгины, не сделал никто. В 1909 году Михаил Никифорович построил «исключительно только на свои средства прекрасное, огромное здание для Механического и Электротехнического училища, с мастерскими и с домами для квартир для учителей и для общежития учеников», которое можно увидеть во время пешей прогулки по Егорьевску.
Причем, сам он отказался от предложения городской думы присвоить училищу имя попечителя. В том же году Бардыгин открыл при местной фабрике публичную библиотеку с читальным залом.
Отсюда и началось «Частное собрание русской старины», предшествовавшее музею. К 1913 году коллекция насчитывала более 10 000 экспонатов и оценивалась в 200 000 рублей. Старинные головные уборы, одежды, деревянные резные и расписные изделия, медная и железная посуда, иконы, фарфор, стекло, старопечатные книги, царские грамоты, рукописи, автографы писателей… При этом музей был бесплатным.
Коллекция расширялась, предполагалось даже построить новое музейное здание, проект которого был заказан А. В. Щусеву. Однако, планы спутали Первая мировая война и революция 1917 года.
В советское время собственного здания музей так и не получил. Ютился то в помещении детской спортивной школы на улице Тупицына, то в здании церкви святой Троицы Мариинского женского монастыря, то в доме купца Кулакова. В 1989 году ему был передан полуразрушенный особняк в центре города — руины дома купцов Никитиных. Здание середины XIX века ранее использовалось под магазины «Обувь» и «Рыба», с конца 1970-х годов пребывало в запустении. Реставрация длилась десять лет, и 25 сентября 1999 года музей открыл свои двери для посетителей.
Художественный проект экспозиции сделал известнейший музейный дизайнер Евгений Абрамович Розенблюм. Оформление получилось удивительным, совершенно непохожим на пыльные провинциальные музейные залы. Входы в залы украшены изразцами с традиционными гуслицкими узорами, цвета стен и драпировки окон — яркие и насыщенные… Даже витрины в форме кристалла разрабатывались по специальному проекту.
Музей действительно живой, все здесь тщательно продумано и скомпоновано. В коллекциях — ничего скучного и лишнего: сокровища из стекла и фарфора, бронзы и меди, резной кости и дерева — все это перемежается сюрпризами, диковинами, обманками и потешками; говоря современным языком — интерактивом.
Особенно поражает коллекция живописи. Авторы работ из коллекции Бардыгина часто оставались неизвестными, при этом вся экспозиция производит очень цельное впечатление.
Подборка стекла тут тоже богатейшая. В собрании представлены лучшие изделия российских заводов XVIII — начала XX веков: гутные сосуды народных мастеров, гравированные кубки и стопы заводов Мальцовых, предметы с эмалевыми росписями завода Бахметьевых и уникальный двустенный стакан работы А. П. Вершинина (в нем между двойных стенок удивительным образом вплавлен миниатюрный пейзаж из мха и цветных щепочек).
Посетителей традиционно веселит зеленый водочный штоф, усеянный мелкой нечистью и снабженный мудрой надписью: «Пей, увидишь чертей». В витринах можно увидеть масленки-обманки в виде буханки хлеба, калача и жареной курицы. Еще одним доказательством веселого нрава купцов служит керамический сосуд, выпить из которого практически невозможно — дырки в нем наделаны и тут, и там. Поди догадайся, что нужно зажать пальцем почти невидимое отверстие под ручкой — тогда и напиток до рта донесешь, и усы с бородой в вине не измочишь. Купеческие забавы можно испытать на себе.
Всего, что хранится в музейных витринах, перечислить практически невозможно. Тут и деревянная скульптура императора Николая II, и маскарадные сани XVIII века, и причудливые крошечные замочки в виде лошадок и скоморохов, сделанные «левшами» из села Павлово-на-Оке. Не менее интересны и сменные экспозиции — от выставки кукол «Барби и мода» до работ известного московского художника-кварцедува Алексея Олеговича Зеля. При сборах в музей закладывайте побольше времени — парой часов тут не обойтись.
«В Егорьевске я чувствовал себя так хорошо, как нигде. Там не было около меня ни одного важного человека, ни одного неприветливого взгляда, и был он для меня каким-то целительным санаторием. Здесь и работалось как-то особенно хорошо. Кого только я тут не переписал!»
Игорь Грабарь, художник
Технические диковинки нового века не выбиваются из общей экспозиции, а деликатно встроены в общую историю. Здесь можно увидеть и услышать поющую книгу. «Странные дощечки и непонятные крючки», страницы исписаны особой крюковой музыкальной вязью, по такой книге когда-то обучались пению староверы.
Стоит задержать взгляд на странице с записью какого-либо гласа, и произойдет настоящее чудо — раздастся унисонное пение старообрядческих хоров: знаменитого Морозовского хора, местных старообрядцев Георгиевской церкви или певцов из других известных центров древлеправославия.
В другом уголке можно получить предсказание от знаменитого московского юродивого Ивана Яковлевича Корейши. При жизни к нему шли за советом простолюдины и светские люди, а теперь жизненный совет можете получить и вы. Нигде больше в Подмосковье нет такого! Подойдите к портрету, положите руку на стеклянный столбик, напрягите слух и слушайте подлинные предсказания «студента прохладных вод» (так Корейша подписывал свои письма), адресованные тем, кто жил столетия назад. Советы полезные и практичные.
В одном из музейных залов вам повстречается занимательный сундук, полный интереснейших загадок. Для чего использовали щипцы-паж? Какие орехи мог расколоть бронзовый «Бисмарк»? Что такое съёмцы? Какие фокусы с магнитами устраивали в XVIII веке? Какими ключиками открывались знаменитые павловские замочки? Выбирайте ответы и проверяйте, угадали или нет?
Фантастическое впечатление производит на гостей еще один музейный аттракцион — «Феерия света». Внешне он выглядит как витрина с коллекцией гравированного, цветного стекла и хрусталя русских заводов, но стоит подойти к ней — и начнутся чудеса, заработает хитроумная светоакустика.
Приближая и удаляя ладони, вы сможете рисовать невидимой кистью в воздухе, касаться световым лучом бокалов и ваз, создавать собственные цветовые поэмы. Предметы отзовутся нежным хрустальным звоном, сливающимся в чистые музыкальные фразы. Стоять у этой витрины и взрослому человеку можно очень долго, а детей уж и вовсе не оторвать.
Один из самых удивительных музейных аттракционов спрятался почти у выхода. С виду это обычное старинное ростовое зеркало в богато изукрашенной деревянной раме. Оно действительно волшебное! Стоит лишь встать рядом, и сквозь прояснившееся стекло покажутся персонажи древних лет — веселые господа, предлагающие осушить исполинский кубок «Пан или пал», бойкие свахи, брызгающие невестиной водицей из ковша, участники деревенских гаданий, прячущиеся под жутковатыми масками. Выглядит всё это ошеломляюще — не случайно проект «Четвертое измерение» был особо отмечен экспертами конкурса «Европейский музей года».
Мы рассказали вам лишь о некоторых интерактивных диковинках, но в музее их припрятано гораздо больше. Не пропустите «Волшебную кисточку» и «Ателье старинного платья»!
Не забудьте про открытки, магнитики и памятные безделушки, вроде чехла на паспорт с гуслицким узором. Всё это можно купить в сувенирной лавке на первом этаже. Там же продается толстенный том под названием «Егорьевские диковины. Сокровища, редкости, курьезы и прочие замечательные вещи из коллекции М. Н. Бардыгина, ныне собрания Егорьевского историко-художественного музея». Толстенный четырехсотстраничный фолиант с превосходной полиграфией стоит 2 500 рублей и дает исчерпывающее впечатление о коллекции музея.
Музей работает ежедневно, кроме понедельника, с 10:00 до 18:00. За помещение экспозиций потребуется заплатить от 50 до 200 рублей.