Укажите электронную почту, на которую зарегистрирован аккаунт. На эту почту мы вышлем ссылку для восстановление пароля.
До июля 2018 года Ликино-Дулево было частью Орехово-Зуевского района, а теперь является самостоятельной территорией. Этот край не избалован вниманием туристов – тем лучше, можно сделать самостоятельные открытия.
Ликино-Дулево – небольшой город, в нем проживает около 30 тысяч человек. Большинство из них трудятся на заводе «ЛиАЗ», который с 1959 года снабжает страну автобусами.
Кто из нас не ездил на забавных ярко-оранжевых «буханочках»? Сейчас «ЛиАЗ» выпускает суперсовременные автобусы с мягкими сиденьями и удобными заниженными полами, которые ходят по всем маршрутам страны. Поехали!
Именно с автобуса начинается знакомство с городом. Желтый «ЛиАЗ» стоит на въезде в Ликино-Дулево, где Московское Большое кольцо плавно переходит в главную городскую улицу. За памятником автобусу располагается проходная завода. Пока там нет промэкскурсиий, можно ограничиться селфи на фоне автобуса.
Все основные достопримечательности города располагаются в пределах этой же центральной улицы, пронизывающей его насквозь. Начать знакомство с городом можно с краеведческого музея, вокруг которого располагаются романтические заброшенные здания из красного кирпича.
Это – наследие начала XX века, когда Ликино-Дулево было известно ткаческими мануфактурами. Впрочем, за подробностями – в музей. Точнее, в музеи.
Говорят, что Ликино-Дулево получило название от ликов икон – якобы, местные жители были небогаты и церквей не строили, а вывешивали иконы прямо на деревьях, да так и молились. Может, это не легенда, а быль, ведь отсюда – всего 50 километров до мистической Мещеры и змеиного царя Ура, а с другой стороны подступает не менее загадочная старообрядческая вотчина Гуслица.
В ликино-дулевском краеведческом музее можно узнать историю расцвета города.
В конце XIX века старообрядец-беспоповец Василий Смирнов открыл прядильню и красильню. Дело пошло в гору, местная хлопчато-бумажная ткань пользовалась спросом, фабрика крепла и расцветала, прирастая солидными каменными зданиями. Неожиданно Смирнов решил принять православие, что вылилось едва ли не в народные бунты. Однако политическое решение возымело успех, и вскоре предприятие стало градообразующим, на нем работали тысячи горожан. После революции фабрики ткали фланель и «вафельные» полотна, а также знаменитую «диагональ», которая в СССР была ответом буржуазной джинсе.
Здесь же – о скромном быте фабрикантов, местных уникумах – писателе-почвеннике Перегудове и каллиграфе Москвине, о знаменитом местном фарфоре.
Еще один музей – районный, находится тоже на центральной улице. В нем небольшая экспозиция, зато именно тут можно увидеть картины руководителя загадочного объединения «Гео Шушмор» Дмитрия Барскова, посвященные кривандинским мегалитам. Больше мегалитических тайн – в истории про Шатуру и Рошаль.
Четвертый музей Ликино-Дулевского края находится в селе Степановка, в помещении сельской школы 1923 года постройки.
Само здание – уже экспонат, роща за ним с именными деревьями-памятниками бойцам – мемориал. Увидеть аутентичный довоенный школьный класс и посидеть за партой, потрогать давно забытые предметы сельского обихода – это тут.
В Степановском музее есть отдельный зал реконструкции быта старообрядцев с серьезной, полной экспозицией личных вещей.
Фарфор в Ликино-Дулеве начали делать в середине XIX века, и старообрядческая история тут тоже фигурирует. Терентий Кузнецов был сыном знаменитого гжельского фарфорового промышленника-старовера, он ушел за самостоятельностью в пустошь Дулево и развернул тут производство. Местные чашки отличались от гжельских богатством цветовой гаммы, позолоты. Наверное, в каждом советском доме была посуда с сочными, крупными цветами-агашками, клейменая символом сокола.
В краеведческом музее фарфору посвящена отдельная экспозиция. Впрочем, об истории этого промысла лучше всего будет узнать прямо на заводе.
От краеведческого музея до фарфорового завода – полчаса пешком по прямой. При нем есть собственный музей – пожалуй, самый крупный музей фарфора в Подмосковье. В нескольких залах можно увидеть коллекции старинной посуды, редчайшие выставочные экспонаты и серийные образцы. Историю о фарфоровой статуэтке сокола, которая в 1958 году получила Гран-при Брюссельского фестиваля, тут расскажут в подробностях. На посещение экспозиции следует отвести пару часов, столько же – на шопинг в заводском магазине.
Тарелки, чайные сервизы и статуэтки недешевы, чайная пара стоит около тысячи рублей, зато другой такой ни у кого не будет: ручная работа!
При желании, на фарфоровом заводе можно заказать экскурсию по производству. Процесс колоритный – формовка, мягкая фарфоровая масса, горячие цеха. Усеченных программ нет, полное погружение в фарфоровую историю длится минимум два часа и стоит полторы тысячи рублей.
Для любителей более щадящих промтуристических опытов можно порекомендовать соседнее предприятие – «Кузнецовский фарфор». Оно частное, куда менее масштабное, но все этапы большого пути тут тоже покажут, можно также пройти мастер-класс и прильнуть кистью к белой глади, а что получилось – забрать с собой.
По пути от краеведческого к фарфоровому музею встретится еще ряд достопримечательностей. Например, здание местного ДК, выстроенное в стиле советского авангарда архитектором Мельниковым (именно он рисовал план ЦПКиО имени Горького).
Пятиконечное здание с богатой лепниной и профилями классиков внутри, оркестровой ямой и амфитеатром – единственное созданное им вне Москвы. Можно зайти и поразиться глобальности мысли.
Рядом с концептуальным ДК – огромный красного кирпича храм Иоанна Богослова. Зайдя сюда, можно не только приложиться к почитаемым иконам, но и узнать о том, как пентаграммообразный ДК в богоборческие годы помог храму: огромную религиозную постройку хотели взорвать, но пришлось бы закладывать такую взрывчатку, что пострадало бы и учреждение культуры.
Святыни ликино-дулевской земли так же дивны, как и все в здешних краях. Гуслицкий Спасо-Преображенский мужской монастырь в Куровском (15 километров от города) обязателен к посещению. По нему можно изучать историю нашего государства. Это единственный монастырь, окруженный огромным пансионатом для душевнобольных.
Монастырские стены сливаются с казенными и перетекают одни в другие, за колокольней красного кирпича маячит девятиэтажный корпус, воздвигнутый в 2007 году. Настоятель отец Серафим (Голованов) – великолепный знаток истории и просветитель.
Особого внимания заслуживает храмовый комплекс в Рудне-Никитском. Два великолепных деревянных храма – Рождества Пресвятой Богородицы (с колокольней, отапливаемый) и Рождества Христова (поменьше размером, летний) датированы XVIII веком. Поднявшись на колокольню, можно увидеть имена людей, пытавшихся остаться в истории. Надпись вроде «Вася тут был», датированная 1898 годом, производит неописуемое впечатление. Вид огромных камней-мегалитов, на которых без капли раствора зиждется огромная церковь – тоже.
Отец Серафим рассказывает, что некоторые части Христорождественской церкви относятся к XVI веку.
Близость к Мещере одаривает Ликино-Дулевский край природой богатой и монументальной. Тут всюду – сосновые леса, которые по лету изобилуют земляникой и черникой, а по осени – клюквой и грибами.
Посреди лесов стоит знаменитый Анциферовский родник (ориентир – одноименная деревня), к которому в любой день недели стоит огромная очередь за водой. Вода действительно хороша, ее берут канистрами и бочками.
Туриста, желающего испить просто одну кружечку живительной влаги, пропустят вне очереди. Подле родника располагается бесплатная благоустроенная парковка, часовня во имя Царственных Страстотерпцев и лавка, в которой продаются вкуснейшие пироги и монастырский овсяный квас, необыкновенно освежающий и чуточку хмельной.
Еще одна природная достопримечательность в ликино-дулевских краях – трогательный зоопарк северных оленей.
Трогательный он потому, что с животными можно непосредственно контактировать. Впрочем, олени довольно верткие ребята, с ними надо держать ухо востро. Рога, опять же… Тут же обустроен музей Севера, в котором можно увидеть национальные костюмы, предметы быта и узнать, как минимум, пятьдесят способов «бытового применения» северного оленя. На территории отведено и место для пикника. Он может стать отличным завершением длинного экскурсионного дня.