Укажите электронную почту, на которую зарегистрирован аккаунт. На эту почту мы вышлем ссылку для восстановление пароля.
Чехов бывал в Истре много раз (в ту пору город назывался Воскресенском) и жил тут с 1881 по 1888 год. Прогулке по чеховским местам Истринского округа можно посвятить целый день. Лучше взять автомобиль: объекты довольно сильно удалены друг от друга. Общая протяженность чеховского маршрута достигает 60 километров.
«Природа кругом великолепная. Простор и полное отсутствие дачников. Грибы, рыбная ловля и земская лечебница… Тем много…»
Чехов — в письме редактору журнала «Осколки» Лейкину
В 1883 году студент-медик последнего курса, он же начинающий писатель с залихватским псевдонимом Антоша Чехонте, приехал в Воскресенск пожить. Зеленые края радовали болезненного молодого человека избытком кислорода и мирным климатом, а также неограниченными возможностями рыбачить и погружаться в писательство.
Неудивительно, что свежедипломированный доктор Чехов в 1884 году получил распределение именно сюда, в Чикинскую (ныне Истринскую областную) больницу.
И сейчас тут, на окраине Истры, сохранились старинные постройки, можно запросто прийти и погулять по больничному дворику. Вход на территорию больницы бесплатный. Вход в больничные корпуса чеховских времен закрыт, они используются по своему назначению, в том числе и морг — Антон Павлович начинал медицинскую практику именно в качестве судебно-медицинского эксперта.
«Нередко он садился на табуретку в кабинете врача в каком-нибудь свободном уголке и оттуда наблюдал своими проникновенными глазами… Он не сделался врачом-практиком, но остался тонким диагностом душевных состояний человека и чутким изобразителем горестей людских»
Главный врач Чикинской больницы П. А. Архангельский
Молодой Антон Чехов, на которого навалилась самая неприглядная и черновая медицинская работа, ездил на работу на хипстерском, как сказали бы сейчас, велосипеде с огромным передним колесом и продумывал сюжеты. Врачи и фельдшеры из «Хирурга», «Беглеца», «Токаря», колоритные селяне и горожане — персонажи, «пойманные на карандаш» именно в то время. Проводил Чехов исследования и в местных трактирах, которых было в Воскресенске великое множество.
Первые гонорары за лечение Антон Павлович направлял в том числе и на «прочие медикаменты» для писательской души, слушая и записывая любопытнейшие истории. И сейчас в Истре в достатке душевных мест для посиделок.
Истринский драматический театр — один из старейших в Подмосковье. Несмотря на то, что Чехов не бывал тут, театр носит его имя. Любительский театр в Истре был основан в 1908 году, а несколько лет спустя меценаты Тимофей Саввич Морозов (сын знаменитого магната) и Сергей Михайлович Попов профинансировали постройку Народного дома, где уже профессиональный репертуарный Истринский театр располагается и сейчас.
В 2018 году спектаклей по чеховским произведениям не давали, но сама атмосфера, историческая экспозиция костюма чеховских времен, элегантный буфет с балконом и скульптура писателя работы Народного художника России, скульптора Владимира Суровцева у входа (рядом с Антоном Павловичем можно усесться на бронзовую скамью и сделать потрясающие фото) создают особое лирическое настроение.
Редакция настоятельно рекомендует пообщаться с художественным руководителем театра, Заслуженным работником культуры Московской области Алексеем Ивановичем Губиным, который руководит театром с 1984 года, а вообще пришел в театр в 14 лет. Потрясающая харизма и уникальное знание истринской культурной жизни доставит истинное удовольствие завзятым театралам.
Впервые Чехов появился в Воскресенске летом 1881-го. Он приехал в гости к брату Ивану, который преподавал в приходском училище на Крестовской (Первомайской) улице. Сейчас от училища, разрушенного в годы войны, остались четыре столба от входных ворот. На одном из них в 1944 году была установлена памятная доска.
Рядом построен ДК, перед которым в 1954-м поставили мраморный бюст писателя. За зданием ДК — часовня, рядом с которой оборудована смотровая площадка. Отсюда открывается лучший в городе панорамный вид на Новоиерусалимский монастырь.
От Истры до местечка Полевшина — около пяти километров. Чехов часто бывал тут, на богомолье в церкви Иконы Казанской Божьей Матери 1694 года постройки. В рассказах «Ведьма» и «Недоброе дело» фигурирует церковная сторожка, которую и сейчас можно увидеть в усадьбе Полевых.
Рядом — Бабкино и Максимовка, где Чехов гостил подолгу. Он дружил с художником Левитаном, который снимал дачу в Бабкино. У поворота сюда стоит памятник работы истринского гения Сергея Казанцева, изображающий мирно беседующих писателя и художника.
Проехав вперед, вы окажетесь в «Вишневом саду» — так называется милейший парк-отель. Можно снять номер или просто просто отдохнуть в кафе, откушать жареного судака и выпить кофию, вписаться в раму левитановской картины «Река Истра» и предаться тем праздностям, которые согревали душу Чехова.
К сожалению, в войну деревня была стерта с лица земли, фашисты разбомбили мост, по которому писатель и художник ходили друг к другу в гости. Однако сотрудники парк-отеля могут показать место, где ранее стояла усадьба и была купальня.
Чехов и Левитан не просто мирно беседовали за стаканчиком вишневого компота, но и определенно умели веселиться.
«…Левитан на ослике и в простынях, одетый бедуином, выезжал на закате, на луг, за реку и устраивал там вечернюю мусульманскую молитву, а Антон Павлович из-за кустов стрелял по нему холостым зарядом; Левитан падал, и всем домом мы устраивали его похороны».
Из воспоминаний Михаила Чехова, брата писателя
За год до смерти, летом 1903-го, Чехов вновь приехал на пару дней в Истру. Он хотел купить тут дачу. Остановился писатель в имении Покровское-Рубцово у супруги фабриканта Морозова (того самого, который впоследствии построит в городе театр имени Чехова). Но цены на Истринскую недвижимость уже приняли практически современный статус.
«Есть одно чудесное местечко за церковью, на высоком берегу, со спуском к реке, со своим собственным берегом и с чудесным видом на монастырь… Я не купил и не куплю, так как цены в Воскресенске теперь необычайные. За этот клочок земли в одну-полторы десятины с домиком просят десять тысяч. Я бы четыре тысячи дал. Уж очень хороший вид, простор, застроить никак нельзя, и чистенькое местечко, незагаженное, и берег свой, можно верши ставить...»
Антон Чехов
Морозовы построили тут флигель для Чехова, но пожить в нем он не успел… Усадьба Покровское-Рубцово сейчас доступна для прогулок. За 150 рублей можно неограниченно вдохновляться исторической аллеей, прудами и собственно усадебным зданием, правда, только снаружи.