Укажите электронную почту, на которую зарегистрирован аккаунт. На эту почту мы вышлем ссылку для восстановление пароля.
Историки говорят: перед битвой на Куликовом поле князь Дмитрий Донской получил благословение Сергия Радонежского — и победил хана Мамая. Согласно одной из легенд Сергиева Посада, это произошло на Красногорской площади, где сейчас расположен памятник святому.
Одним из главных учеников Сергия Радонежского был Савва Сторожевский. За северной стеной Лавры, на склоне горы сохранилась уникальная достопримечательность, которая часто остается в тени — святой источник, названный в его честь. По одной из легенд, именно отсюда набирали целебную воду в дальнюю дорогу воины-схимники Александр Пересвет и Андрей Ослябя, отправляясь на помощь Дмитрию Донскому.
Дойти до источника просто: вдоль стены Лавры влево до Уточьей, затем до Звонковой и еще метров сто до воротной Каличьей башни. Перейти ручей по мостику и идти налево по грунтовой дорожке до места с указателем на источник. Затем спуститься по металлической лесенке, переходящей в узкую дорожку-мостик с поручнями, ведущую под автомобильным мостом к благоустроенному источнику с деревянной часовенкой и купальней.
Историко-художественный музей-заповедник зовет в глубину веков. Тут можно больше узнать о Сергии Радонежском и созданном им монастыре, о том, как российские цари искали тут мудрости. Открываются малоизвестные страницы истории Троицкого монастыря, бывшего одним из крупнейших книжных центров Древней Руси: подлинники документов из древнего монастырского архива; рукописные и старопечатные книги. Тут можно пройти увлекательный мастер-класс по каллиграфии и самому раскрыть тайны славянской письменности.
Переночевать можно в Старой гостинице Лавры, чтобы и во сне впитать славянский дух вместе с историей.
Этно-парк «Кочевник» — уникальный этнографический проект под открытым небом. Тут можно полностью погрузиться в культуру кочевых народов. Второй день начинается с этнографической экскурсии по стойбищу и рассказа о быте, традициях, жизненном укладе каждого из представленных в парке народов.
В «Кочевнике» стоят тюркские и монгольские юрты, чукотские яранги и ненецкие чумы. Вообще, юрты встречаются от Анатолии до Монголии. Это мобильный дом, который легко собрать и разобрать. Летом в нем прохладно, зимой — тепло.
Основные элементы юрты — деревянный сквозной каркас и войлочные покрытия — приспособлены к быстрой сборке, разборке и перевозке на дальние расстояния. В среднем на возведение юрты одна семья, собравшись дружно, может потратить всего час времени. По традиции, установка юрты входит в обязанность женщин, мужчины лишь помогают поднять тяжелый обод.
Изнутри юрта делится на две половины — мужскую и женскую. Посередине жилища находится очаг, костер (в наше время его обычно заменяет буржуйка). Орнамент войлочной занавески у входа символизирует счастье и долголетие, а 29 жердей соответствуют периодам времени — это кочевничий аналог современных часов. При входе в юрту нельзя наступать на порог — раньше это считалось объявлением войны. Невежливо также лить воду в огонь, касаться его ножом или бросать мусор в очаг.
«…они берут кусок мяса и разрезают его на тонкие полоски, которые кладут под седло. Посолив предварительно это мясо, они едят его, когда голодны, воображая, что приготовили хорошую пищу, ибо мясо от теплоты лошади высыхает и делается под седлом мягким от езды, во время которой из него вытекает сок», — Иоганн Шильтеберг, «Путешествие по Европе, Азии и Африки с 1394 по 1427 год».
Бурят-монгольская кухня
Не мясом единым! Буузы, хушуур, шарбин, цуйван, шулэн, боовы… Каждому гостю представится возможность попробовать самые популярные блюда и напитки бурят-монгольской кухни на этническом обеде в самой большой юрте России.
Поднося гостю чай, хозяйка в знак уважения подает пиалу двумя руками. Гость должен принять ее также обеими руками – этим он показывает уважение дому. Можно использовать одну руку, но всегда – правую.
Кочевники любят танцевать, и в «Кочевнике» есть свой ансамбль песни и пляски с аутентичной концертной программой. Танцы кочевых народов самобытны и ярки. Они всегда основаны на сюжетах и сценах из повседневной жизни, обрядовых действиях, камланиях шаманов. Множество танцев кочевых народов Севера направлены на то, чтобы суметь повлиять на духов: злых отпугнуть, добрых привлечь себе на помощь. Есть танцы-пантомимы, подражательные (имитирующие движения животных и птиц) и игровые танцы.
Среди излюбленных копируемых живых существ – журавль, лебедь, куропатка и чайка. Еще одна особенность танцев кочевников – сопровождение их горловым пением, искусно соединенным с обычным вокалом.
В этно-парке «Кочевник» работает зоодвор с калмыцкими двугорбыми верблюдами, монгольскими яками, осликом, барашками и овечками, козами, гусями и северными ездовыми собаками. Он воссоздан по наброскам, сделанным с настоящего монгольского кочевого двора.
Как утверждают ученые, впервые верблюд был приручен именно на территории современной Монголии. Есть наскальные рисунки, свидетельствующие о том, что уже 3000 лет назад монголы занимались верблюдоводством. А в высокогорных районах Монголии разводится як (по-монгольски – сарлык). Молоко яков почти в два раза жирнее коровьего. Масло из ячьего молока может храниться целый год.
Все желающие могут примерить национальные костюмы, сфотографироваться в них, а затем поучаствовать в нескольких мастер-классах на выбор: «Талисман кочевника», «Чеканим кочевую монету», «Стрельба из лука». А потом – дальше исследовать Сергиев Посад.