Современное искусство в парке Малевича: арт-объекты всемирно известных художников под открытым небом

Современное искусство в парке Малевича: арт-объекты всемирно известных художников под открытым небом

29 сентября в подмосковном Парке Малевича при поддержке Третьяковской галереи открывается экспозиция современного искусства «При чем тут Малевич?». На ней будут представлены произведения современных российских авторов. В экспозицию войдут семь объектов, созданных в разные годы Франциско Инфанте-Арана, Вячеславом Колейчуком, Леонидом Тишковым, Аристархом Чернышевым и Игорем Шелковским. Вдохновленные идеями русского авангарда, произведения современных художников переосмысляют наследие XX века.

«Экспозиция в парке Малевича открывает серию совместных проектов в Московской области с участием ведущих культурных институций России. В Подмосковье множество площадок, готовых к подобным культурным интеграциям. Для нас очень ценно сотрудничество с Государственной Третьяковской галереей. Уверена, результат совместной работы оценят и жители. Теперь посетители парка Малевича с легкостью смогут ответить на вопрос «При чем же тут Малевич?», – сказала вице-губернатор Московской области Ирина Каклюгина.

Проект в Парке Малевича полностью реализован за счет бизнеса. Он  призван раскрыть связь места с ключевой фигурой русского авангарда — Казимиром Малевичем — через исследование и рефлексию его идей и философии. Экспозиция объединит серию арт-объектов монументальной современной скульптуры и паблик-арта в пешеходной зоне парка.

«Мы всегда мечтаем, чтобы произведения действительно современного российского искусства появлялись в общественных пространствах, на улицах городов, в парках. Парк Малевича – в этом смысле уникальный проект, подаривший жителям Москвы и Московской области возможность с таким искусством встретиться. Выбор концепции определило название парка и история места. Экспозиция и ее сюжет тонко перемешивает наследие самого русского авангарда и Казимира Малевича и творчество современных художников, которое демонстрирует непреходящее значение опытов и экспериментов русского авангарда для нашей культуры. При этом это художники уже нового поколения, которые не повторяют за авангардистами, а вступают с ними в диалог. Тут есть и концептуальные размышления, и ироничные жесты, и романтический идеализм. Замечательно, что мы получили возможность перевести их художественные концепции в монументальный парковый масштаб», – рассказывает Ирина Горлова, заведующая отделом Новейших течений Государственной Третьяковской галереи.

Авторы объектов – всемирно известные художники, классики неофициального искусства 1960-1970-х годов, а также художники последующих поколений, уже получившие международное признание. К опыту авангарда они все обращаются за подтверждением тезиса о том, что «искусство – это не только делание объектов, но изобретение идей и визуальных языков» (В. Колейчук).

Современный классик российского лэнд-арта и кинетического искусства Франциско Инфанте-Арана в своих «артефактах» объединяет искусственные объекты — символы технической части мира и природу — символ бесконечного начала. Его пространственный лабиринт «В чаще» внедряется в природу, трансформирует «абсолютное пространство» в объект и объем, который всегда существовал, но был растворен в органическом хаосе природы. В свою очередь, масштабный объект из цикла «Жизнь квадрата» одновременно отражает и «поправляет» природу, вписывая хаос органики в геометрически правильную форму. Объект является новым вариантом исторического артефакта 1970-х годов и был специально воссоздан к выставке.

«Экспозиция в парке Малевича – отличный пример культурного сотрудничества. Взаимодействие Третьяковской галереи и парка, поддержанное инвесторами, принесло интересный результат. Уверен, что выстраивание таких культурных мостов между регионами, когда искусство больших музеев, театров перешагивает столичные границы и выходит «за город» - в новую среду, к новому зрителю может дать очень необычный опыт каждому из участников этих проектов, а главное – жителям», – рассказал Василий Кузнецов, министр культуры и туризма Московской области.

Произведения одного из пионеров кинетического искусства в России, художника и архитектора Вячеслава Колейчука наследуют идеям  конструктивизма, которые привлекают его простотой материалов и минимализмом художественного жеста. Его «Реконструкция механической самонапряженной структуры Карла Иогансона», собранная из стальных труб и тросов — не только совершенные в своем пластическом лаконизме скульптурные объекты, но и пример гениального инженерного решения.

«Античная голова» Аристарха Чернышева из корпоративной коллекции АО «ИНТЕКО» в контексте выставки символизирует собой поверженный академизм – главного врага всех авангардистов. В силуэте головы угадывается монументальная античная статуя Александра Македонского, но лицо лишено черт, на его месте – пустой «супрематический» овал и бегущий знак интернет загрузки. Герой словно вопрошает, на кого будет похож новый человек и новый мир?

«Человек сидящий» Игоря Шелковского происходит из серии, над которой художник работает с начала 2000-х годов. Именно «Люди» были впервые переведены мастером в масштаб городской скульптуры.  Конструктивное мышление Шелковского, собирающего из линейных структур вариативные композиции, сближает его творчество с экспериментами русского авангарда. Один из главных исследователей творчества Шелковского Евгений Барабанов настаивает на важном различии между философией конструктивистов и пластическим сознанием Шелковского, в основе которого – «человек как «мера всех вещей». И неслучайно именно «Человек» встречает посетителей парка Малевича.

Для посетителей экспозиции будет доступен аудиогид «При чем тут Малевич?». Маршрут объединяет и комментирует объекты, раскрывая авторский замысел и связь творчества современных художников с идеями русского авангарда.

Выставка «При чем тут Малевич?» станет постоянной.

Парк Малевича — открывшаяся в декабре 2020 года площадка для длительного экспонирования средового искусства и паблик-арта XX-XXI вв. Расположенный в Одинцовском г.о. недалеко от Барвихи и Немчиновки, он является оммажем основателю супрематизма. Казимир Малевич часто бывал в этих местах, где жил у родителей своей второй супруги.

Парк наполнен художественными отсылками к творчеству Малевича. В его архитектуре используются геометрические формы — квадрат, круг, треугольник — и зеркальные поверхности. Входной павильон, созданный скульптором Григорием Ореховым по мотивам «Черного квадрата», представляет собой разделенный пополам зеркальный куб и напоминает перекресток, где посетители могут заглянуть в бесконечный коридор отражений.