Укажите электронную почту, на которую зарегистрирован аккаунт. На эту почту мы вышлем ссылку для восстановление пароля.
Впервые Чехов попал в Звенигород в 1883 году. Компания молодых врачей сперва прогулялась до Саввино-Сторожевского монастыря, а потом и вовсе попала в полицию: медики решили навестить коллегу в местной земской больнице, а потом стали петь хором «Дубинушку» и «Укажи мне такую обитель». Победила молодость, но протокол полицейский надзиратель все-таки составил.
Годом позже писатель, уже окончивший курс медицинского факультета и получивший звание лекаря, вновь попал в Звенигород, две недели замещая главного врача в больнице на время его отпуска. Чехову также пришлось побыть экспертом в суде, выезжать на вскрытия в соседние деревни и выполнять поручения чиновников из местной администрации. По звенигородским следам написаны рассказы «Мертвое тело», «В суде», «На вскрытии» и «Сирена».
В материале «Звенигород – звонкая красота русской провинции» мы рассказали о городе в общем , а теперь пройдемся по улицам старинного городка вместе с Чеховым.
Улица Лермонтова, 10
Дом, где останавливался писатель, принадлежал его другу С.П.Успенскому. Неприметный особнячок украшают сразу две мемориальные таблички: одна поясняет, что Чехов здесь жил, а вторая - что он тут еще и работал. А еще, как вспоминают современники, шумно отдыхал. Писатель крепко сошелся с соседями и весело проводил вечера за чаем с малиновым вареньем. Стол накрывали прямо под разлапистой липой, а варенье иногда заменяли чем покрепче. Шумное веселье быстро надоело добропорядочным дачникам. На писателя-дебошира написали кляузу в жандармерию, а позже оштрафовали.
Кто знает, может быть, именно поэтому Чехов писал: «Живу в Звенигороде и вхожу в свою роль. Гляжу на себя и чувствую, что не жить нам, братцы, вместе! Придется удрать в земские эскулапы...».
Сегодня дом писателя переживает не лучшие времена. Неизвестно почему, литературный памятник попал в частную застройку - новые хозяева теснят его новыми постройками, легко перестраивая усадьбу на свой вкус.
Улица Октябрьская, напротив дома №4
Прекрасное дерево, в тени которой любил отдыхать писатель со своим знакомым фельдшером Сергеем Васильевичем Барминцевым, до наших дней, к сожалению, не дожило. В 2013 году памятник природы регионального уровня серьезно пострадал во время сильнейшего летнего урагана. Одна из могучих ветвей отломилась и упала на линию электропередач. Местные жители пытались дерево вылечить, но в декабре того же года оно снова не выдержало напора ветра и переломилось пополам. Сейчас на месте дерева остался основательный пень, украшенный, впрочем, мемориальной табличкой.
В 2015 году неподалеку была высажена новая липовая аллея. Кто знает, может в тени этих деревьев когда-то будет отдыхать какой-нибудь новый классик.
Улица Лермонтова, 6, стр. 5
Бывшее здание земской больницы, в которой работал писатель, как ни странно, и сегодня используется по своему прямому назначению - в нем располагается второе терапевтическое отделение ЦГБ. «В настоящее время я нахожусь в граде Звенигороде, где волею судеб исправляю должность земского врача, упросившего меня заменить его на две недельки. Полдня занят приемкой больных (30-40 человек в день), остальное же время отдыхаю или же страшно скучаю, сидя у окна и глядя на темное небо, льющее уже третий день нехороший, безостановочный дождь…», – писал Чехов.
Дождь оказал писателю неоценимую услугу – вечерами Чехов, не имея возможности гулять под ливнем, писал роман «Драма на охоте».
Московская улица, 12
Памятник был открыт 8 июля 2010 года в честь 150-летия со дня рождения писателя. Скульптор Владимир Курочкин изобразил Чехова сидящим на скамье. В правой руке писателя трость, а левой он обнимает собачонку. Собачонка выглядит слегка встревоженной и уже навострила уши, а Чехов, напротив, излучает если не умиротворение, то спокойную сосредоточенность, словно обдумывая строки своих будущих рассказов. За спиной у писателя расположился бутик-отель «Татьяна Provence».
В отеле есть даже специальный тариф «Дама с собачкой». По его условиям, питомцу достается дизайнерская лежанка от Lord Lou, а хозяину – бокал французского вина.
Московская улица, 27
Еще одно место, пропитанное чеховской атмосферой так плотно, что цитаты мастера буквально лезут на стены. Девиз кафе, где всегда есть круассаны и мадагаскарской ванилью, – «Честная еда за честные деньги». В меню – традиционные английские кексы с сухофруктами, большие киши и ежевичные тарталетки. Не забудьте надписать и отправить друзьям фирменную открытку с цитатой из Антона Павловича. Автор, художница Александра Калинина, работала над серией полгода, иллюстрации нарисованы не на компьютере, а тушью и акварелью.
Открытки можно отправить прямо из кафе, не ходя на почту: марки на них уже наклеены, а почтовый ящик повешен рядом с кассой.
Ратехинское шоссе, Д/О «Связист»
Владельцы шале-отеля «Таежные дачи», вдохновившись чеховским письмом, взяли да и построили «писательскую дачу». А точнее, дизайнерски отреставрировали старый сруб, пристроив открытую террасу и нарастив чердак. Покрытие кровли – двойной тес из лиственницы, прижатый охлупнем – коневым бревном. Трубы вентиляции вывели на крышу и укрыли берестой. Для того, чтобы сохранить дух «давно минувших дней». Мебель в номерах – тоже дачная, частично состаренная.
Кардинальной перестройке подверглись лишь санузлы, где установили современную немецкую сантехнику. В будние дни тут можно снять номер для двоих за 7200 рублей. В выходные и праздники - дороже. Помимо «чеховской» атмосферы в стоимость включен вкусный завтрак.
Если писательские будни продолжают интересовать – можно посетить пушкинские усадьбы Одинцовского района. У Путеводителя припасено еще много интересного!
В Звенигороде еще не жили, и есть охота его попробовать. За городом есть одна только дача, принадлежащая вашему коммерсанту Стариченко, имеющему дочь – невесту с большим приданым. Дочери его и приданого мне не нужно, но дачу его я бы взял охотно. Дача эта, если помните, находится на берегу Москвы по дороге от Звенигорода к Савве, направо… (Антон Чехов - Павлу Розанову)